May 8, 2020

Сурьянамаскара, или почтительное приветствие Сурье (1/4)

Нет аштанга-йоги без сурьянамаскары — наивысшей формы приветствия богу солнца.
Паттабхи Джойс

Разные люди по-разному описывают методику выполнения сурьянамаскары. Мы не можем категорически утверждать какой из этих способов является правильным. Но размышляя над учением йоги мы видим, что в основе традиции сурьянамаскары лежит принцип виньясы, согласно которому движение связано с дыханием, т. е. выполняется на вдохе или выдохе, и сопровождается медитацией.
Паттабхи Джойс





Рис. с обложки «Йога-малы» на русском языке
(Janus Books, 1999)



Содержание


1. История сурьянамаскары. Четыре традиционные формы

В наше время сурьянамаскара — это настоящий символ хатха-йоги. Знакомство с йогой для многих начинается именно с него. Этому комплексу отдают предпочтение для выполнения на массовых мероприятиях, посвященных какому-нибудь значимому событию, например Дню йоги. Считается, что сакральное число повторений сурьянамаскары — 108, способствует благополучию во всех мирах (локах-самастах-сукхино-бхаванту).

Для Индии сурьянамаскара является национальным достоянием — его воплощают в скульптуре, изображают на почтовых марках, продвигают на государственном уровне как «внерелигиозную и универсальную практику, направленную на духовное развитие и подходящую для представителей любых конфессий».

История сурьянамаскары вызывает несомненный интерес. Исходная традиция сурьянамаскары, возрожденная в 1920-1940-х годах, представлена в четырех комплексах: Паттабхи Джойса (варианты А и В), Шриватсы Рамасвами и Бала-сахеба, — три из которых восходят к линии Тирумалая Кришнамачарьи.




Сурьянамаскара в международном аэропорту Дели (IGIA), терминал 3
(Никхил Бхандари, 2011)




Почтовые марки с 12 асанами сурьянамаскары,
выпущенные ко Дню йоги в 2016 году





Презентация марок 20 июня 2016 года. Справа налево: Шрипад Йессо Наик, министр аюрведы, йоги и натуропатии, унмани и сиддха медицины и гомеопатии; Нарендра Моди, премьер-министр; Рави Шанкар Прасад, министр юстиции, электроники и информационных технологий



Комплексы Паттабхи Джойса

За годы моей практики счет сурьянамаскар пошёл на десятки, если не сотни тысяч — в традиции Паттабхи Джойса они выполняются порядка пятидесяти раз в течение одного занятия. В начале делают два варианта комплекса, которые традиционно обозначаются английскими литерами A и B, пять и три раза соответственно. Затем усеченный вариант сурьянамаскара выполняется практически между каждой асаной.



Сурьянамаскара А в исполнении Паттабхи Джойса, фото начала 1940-х («Йога-мала», 1962)




Комплексы, используемые в аштанга-йоге, были описаны в конце 1950-х годов в «Йога-мале» (фотографии Паттабхи Джойса сделаны предположительно в начале 1940-х).


Сурьянамаскара В в исполнении Паттабхи Джойса, фото нач. 1940-х
(«Йога-мала», 1962)



Откуда этот комплекс взял Паттабхи Джойс доподлинно не известно. Обучился ли ему у своего единственного гуру Тирумалая Кришнамачарьи? Однако в «Йога-макаранде», книге  Кришнамачарьи, написанной в начале 1930-х годов, сурьянамаскары не было, но были некоторые асаны из него.


Комплекс Тирумалая Кришнамачарьи



Воссозданный сурьянамаскара в исполнении Кришнамачарьи и его ученика (тадасана): самастхити, тадасана, адхомукха-уттанасана, уттанасана, чатуранга-дандасана, урдхвамукха-шванасана, адхомукха-шванасана (начало 1930-х)



Эти асаны находятся в разных местах «Йога-макаранды», однако в их описании и системе виньяс легко обнаруживается связь с сурьянамаскарой. Например: 1) прыжок в чатуранга-дандасану выполняется из уттанасаны и является четвертой виньясой (чатвари), что соответствует сурьянамаскарам аштанга-йоги и её системе виньяс в целом, 2) представлена хорошо известная нам классическая связка — чатуранга-дандасанаурдхвамукха-шванасанаадхомукха-шванасана, 3) в описании тадасаны прямо указывается, что эту асану можно использовать для поклонения Сурье-бхагавану. Всё это оставляет мало сомнений в том, что у Кришнамачарьи был свой сурьянамаскара, подобный сурьянамаскаре А, на котором он строил свою систему виньяс.


Комплекс Шриватсы Рамасвами

Если сурьянамаскары Паттабхи Джойса являются наследием майсурского периода (1930-1940-е) Кришнамчарьи, то от ченнайского периода (1960-1980-е) остался вариант сурьянамаскары, известный благодаря Шриватсе Рамасвами. Здесь нам встречается данда-самарпана — простирание, которое выполняется во время медитативного ритуала сандхья-вандана, связанного с гайятри-мантрой.

Двенадцать асан этого сурьянамаскары сопровождаются кумбхаками, во время которых мысленно произносится трехчастная мантра: биджакшара-мантра, мантра из «Ригведы» (удьянн-адья-митрамахах…) и лаукика-мантра (12 имен Сурьи). По сути — это настоящий религиозный ритуал. Вероятно, Кришнамчарья практиковал модификацию сурьянамаскары, смещая его акценты на физическую, терапевтическую или религиозную составляющую.




Сурьянамаскара Шриватса Рамасвами
(Complete Book of Vinyasa Yoga, 2005)




Духовные истоки сурьянамаскара

Паттабхи Джойс также считал, что внешний сурьянамаскара является лишь аккомпанементом к внутренней сурья-упасане. Согласно индийской философии Сурья-девата является источником жизни, защитником здоровья и светочем разума. Его следует почитать на восходе и закате путем рецитации определенных мантр. Паттабхи Джойс предпочитал мантру той брахманской школы (шакхи), к которой он принадлежал — это бхадрам-карнебхих…из «Аруна-прашны», первой главы «Тайттирия-араньяки» риши Титтири «Кришна-яджурведы». Он обучал этой мантре своих учеников с середины 90-х годов. В качестве пуранической альтернативы использовался гимн «Адитья-хридаям» из «Рамаяны». При этом Паттабхи Джойс рекомендовал не произносить мантру ни вслух, ни про себя. Фразы мантры должны возникать в потоке сознания (и движения), находящегося в состоянии медитативной концентрации (дхьяна). О чем бы вы при этом не подумали, — исполнится, — утверждал Паттабхи Джойс.




Сурья-бхагаван с обложки “Namarupa”, issue 20



Нет сомнений в том, что духовная традиция почитания Сурьи, ведийского бога солнца, уходит корнями в глубь веков. Вероятно, движения, выполняемые во время агамических ритуалов стали прообразами асан и виньяс сурьянамаскары. Например, в «Нарадия-самхите» описаны различные перемещения тела, последовательно принимающего в процессе подношения различные положения «вокруг центра мандалы», — это и «поднятие рук в воздух с их складыванием в анджали-мудру», и «простирание на земле подобно посоху» и т .п.


Комплекс Бала Сахеба

Возрождение традиции сурьянамаскары, его первое письменное описание, а также всемирное распространение связаны с именем Бала-сахеба, раджи одного из маратхских княжеств, культуриста, который занимался по системе основоположника бодибилдинга Евгения Сандова и искал в сурьянамаскаре прежде всего способ контроля веса и «сушки».




Бахаван-рао Шринивас-рао Пант Пратинидхи Бала-сахеб,
раджа Аундха, одного из маратхских княжеств


В 1908 году друг Бала-сахеба порекомендовал ему с этой целью делать сурьянамаскару. В процессе ежедневной практики комплекса в течение 20 лет, Бала-сахеб в полной мере ощутил его чудодейственный эффект не только на уровне тела, но и сознания. Он взялся за его популяризацию в Индии, преимущественно как способа физического оздоровления и развития и в 1928 году опубликовал самое раннее из известных нам письменных описаний этого комплекса (предположительно на языке хинди или маратхи).




Сурьянамаскара в исполнении Бала-сахеба, конец 1920-х



В 1935 году Бала-сахеб приехал в Лондон, где учился его 20-летний сын Аппа-сахеб (Ану Пант). Журналистка Луиза Морган, работающая в News Chronicle, уважаемой лондонской газете, с которой в своё время сотрудничали Гилберт Честертон, Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, получила задание взять интервью у раджи. Её поразил прекрасный внешний вид и физическая форма Бала-сахеба, которому на тот момент был 71 год. Она попросила его поделиться секретом своей молодости и раджа рассказал ей о сурьянамаскаре, который он выполняет по 25 раундов в день в течение двух часов. После публикации интервью в редакцию стали приходить письма с просьбами написать подробнее об этом необыкновенном упражнении. Тогда Луиза обратилась к Аппа-сахебу, который продолжал обучение в Лондоне.



Ану Пант Аппа-сахеб, сын Бала-сахеба



Аппа-сахеб научил Луизу выполнению комплекса и, вероятно, перевел для неё брошюру своего отца. Кроме того он выступил моделью. Цикл статей о пользе и технике выполнения сурьянамаскары публиковался в News Chronicle в течение августа 1937 года. В результате тысячи людей на Западе смогли узнать о сурьянамаскаре. Позже на основании этих статей и фотографий Луизой Морган и было составлено известное издание 1938 года «Сурьянамаскары или десять шагов к здоровью» (The ten-poin way to health. Surya Namaskars). 



Сурьянамаскара в исполнении Аппа-сахеба, середина 1930-х




Примечательно, что наиболее известный вариант сурьянамаскары — комплекс Шивананды (представленный выше на марках и в скульптуре) — является лишь модификацией сурьянамаскары Бала-сахеба. Предполагается, что Шивананда познакомился с этим комплексом в 1939 году в Бангалоре (см. Corinna Craft. Sun and Moon Salutes), наблюдая за его демонстрацией в исполнении Аппа-сахеба в одном из местных колледжей. Было ли это в действительности так, сказать с достоверностью невозможно, но первичность варианта Бала-сахеба не вызывает сомнений. В школе Шивананды сурьянамаскара появился только в начале 1950-х годов. Известно, что в то время, когда молодой Шивананда готовился к карьере врача, играл в пьесах Шекспира и не думал о йоге, маратхский раджа уже несколько лет практиковал сурьянамаскару.

Читать далее >>