May 8, 2020

Сурьянамаскара, или почтительное приветствие Сурье (3/4)

Адхомукха-шванасанаПаттабхи Джойс, начало 1940-х


Содержание


3. Классическое исполнение собаки-мордой-вниз

Собака-мордой-вниз, или адхомукха-шванасана, является одной из ключевых поз комплекса. В аштанговских вариантах сурьянамаскары эта поза удерживается дольше, чем остальные — в течение нескольких дыханий. В «Йога-макаранде» Кришнамачарья пишет, что умение находиться в адхомукха-шванасане до 15-ти минут является показателем силы практики. Он отмечает, что её эффект увеличивается, если она выполняется на задержке после выдоха.

Следует отметить, что адхомукха-шванасане включена в виньясы аштанга-йоги, поэтому в течение практики она выполняется около 50-ти раз.



В индийской традиции наблюдается полное единодушие относительно того, как делать собаку-мордой-вниз. Можно выделить следующие основные принципы:
  1. Кифоз поясницы, сохраняются естественные изгибы позвоночника в грудном отделе и крестце.
  2. Голова заводится внутрь, шея сгибается, её задняя поверхность вытягивается, подбородок прижимается к шее и яремной ямке.
  3. Выполнение пп. 1, 2 способствует удержанию набхи-дришти (в аштанга-йоге).
  4. Стопы ставятся узко, их внешние края находятся на ширине таза или уже. Стопы параллельны друг другу, либо носки слегка разведены наружу.
  5. Геометрически поза выглядит как равносторонний треугольник, т. е. стопы располагаются на достаточном расстоянии от кистей, чтобы обеспечить существенное натяжение подколенных и ахилловых сухожилий. Бала-сахеб пишет, что признаком правильной отстройки позы является ощущение значительного растяжения задней поверхности ног (muscles behind knees and ankles feel as if they were going to crack), при этом рекомендуется не слишком агрессивно прижимать пятки к полу, дождавшись пока пройдут чрезмерные болевые ощущения (wait until all sense of undue strain... is eliminated).





Адхомукха-шванасана,
Кришнамачарья, середина 1930-х



Адхомукха-шванасана,
Р. Шарат Джойс, конец 1990-х







Адхомукха-шванасана,
по Шриватсе Рамасвами, начало 2000-х







Адхомукха-шванасана,
Аппа-сахеб, середина 1930-х