Aug 7, 2021

YOGA OF RESILIENCE - Адаптация и дезадаптация в аштанга-йоге


О проекте YOGA OF RESILIENCE.


Несколько лет назад, работая в Научно-исследовательском центре нейробиоуправления и стресса, я начал анализировать адаптационные процессы, протекающие в практике аштанга-йоги. Ниже приведены некоторые записи, сделанные в то время.

***

Прежде чем построить новую систему, нужно сломать старую. «Празднуйте дискомфорт (celebrate discomfort)» — как рекомендует Говинда Кай. Это может быть полезно даже с точки зрения йога-терапии. Ганс Селье (Hans Selye), автор концепции стресса (stress concept), писал, что любые невзгоды (wear and tear of life), вызывающие стресс (cause stress), запускают процесс адаптации (making demands for adaptation), который может увеличить нашу жизненную (витальную) силу (could force some of our vital mechanisms “into a groove”) и вытолкнуть организм из болезни (force the body “snap out of his disease”). Это то, что Гиппократ считал vis medicatrix naturae, исцеляющей силой природы, которая излечивает изнутри (a healing force of Nature, which cures from within). Он говорил своим ученикам, что болезнь — это не только страдание (pathos), но и тяжёлый труд (pónos), борьба за возвращение к здоровью. В этом смысле аштанга-йогу, в отличие от традиционной йога-терапии, как правило, специфической и ненапряжённой (specific and loungecore), можно считать неспецифической хардкор-терапией (nonspecific and hardcore), построенной на балансе силы и сопротивления (interaction of force and resistance).

Однако, такая перестройка и терапия повышает физиологическую «цену» практики, расходуется большое количество адаптационной энергии (Adaptation Energy), как её назвал Ганс Селье (Hans Selye). Когда имеющийся у нас запас адаптационных (мобилизационных) ресурсов истощается, мы замечаем снижение физической выносливости и работоспособности, ослабление сопротивления усталости. Делать практику становится очень трудно, а её качество ухудшается.

Последователи аштанга-йоги, как правило, обладают сильной мотивацией, волей и выносливостью. Они не склонны делать себе поблажки в практике. Часто они не замечают, или не хотят замечать первые симптомы дезадаптации, относя их к лени или слабости характера. Они продолжают заниматься в обычном режиме, хотя энергетически обедненное (impoverished) состояние сопровождается снижением концентрации, что может приводить к травмам по неосторожности.

Не всегда восстановить уровень энергии помогает лишний день отдыха. Если длительная хроническая усталость уже перешла в физический и эмоциональный стресс, избавиться от него путем перерыва в практике уже не получится. Требуется применение специальных средств, направленных на набор энергии. В аштанга-йоге — это бандхи и дыхание. При этом необходимо, чтобы паттерн дыхания, способствовал кардиореспираторной синхронизации, то есть согласованию деятельности сердца и дыхательной системы. Такое дыхание принято называть «резонансным». Это настолько мощные инструменты, что с лихвой покроют все энергетические издержки. Однако, если практикующий с самого начала не выработал в себе навыков правильного дыхания и удержания бандх, то у него нет шансов. И дыхание, и бандхи сами требуют определенных ресурсов, и если их применение не даёт желаемого результата, то ситуация только ухудшается.

Человек становится банкротом, если его расходы превышают его доходы, и он растрачивает весь свой капитал. У молодых и физически развитых практикующих этого «энергетического» капитала больше, у людей в возрасте или с плохой физической формой — гораздо меньше. Но если обладающий большим капиталом будет его интенсивно тратить и не «зарабатывать», а обладающий маленьким капиталом — экономно расходовать и потихоньку приумножать, то пройдет несколько лет и первый станет банкротом, а второй — богачом.

Исходя из вышесказанного, было бы замечательно иметь возможность отслеживания потоков энерго-валюты, адапто-коинов, чтобы выявлять первые признаки наступающего энергокризиса, когда они еще не заметны никому, даже самому практикующему.